Александр Витальевич Скрябин (alex_lw_65) wrote,
Александр Витальевич Скрябин
alex_lw_65

Categories:

Ямал - полуостров сокровищ, Харасавэй!

Попалась недавно на глаза публикация в одном аналитическом онлайн-журнале от 21 марта 2018 года под названием:

"Старт полномасштабного освоения Харасавэйского месторождения"

http://geoenergetics.ru/2019/03/21/start-polnomasshtabnogo-osvoeniya-xarasavejskogo-mestorozhdeniya/

Текст в публикации небольшой, поэтому привожу его полностью ниже:

"Первая колонна техники из Бованенково отправилась на Харасавэй

20 марта в Ямало-Ненецком автономно округе состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу полномасштабного освоения Харасавэйского месторождения при участии главы Газпрома Алексея Миллера, губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, руководителей профильных подразделений и дочерних обществ компании.

С приветственным словом в режиме телемоста к собравшимся обратился президент России Владимир Путин, он же дал старт первой колонне со строительной и вспомогательной техникой, отправившейся по зимнику с Бованенковского месторождения на Харасавэй. Всего в работах по обустройству месторождения будет задействовано около 5,5 тыс. инженеров и строителей, 1764 единицы техники.

В 2019 году планируется отсыпка дорог и площадок для производственных объектов, в июне 2020 года компания намерена начать бурение эксплуатационных скважин.

«Сегодня мы приступаем к полномасштабному освоению Харасавэйского месторождения. Проектные решения максимально унифицированы с теми, что успешно применены нами на Бованенково. Это позволяет существенно оптимизировать инвестиционные и эксплуатационные затраты. Для добычи газа на месторождении будет применяться только отечественное оборудование. В рамках работы на Харасавэе мы начнем освоение приямальского шельфа», — сказал Алексей Миллер.

Харасавэйское газоконденсатное месторождение – уникальное по российской классификации запасов месторождение, его запасы составляют 1,9 трлн кубометров природного газа, запасы газового конденсата уточняются. Месторождение расположено в 520 км севернее Салехарда на западном побережье полуострова Ямал (мыс Харасавэй), причем по площади распространения на 2/3 – это материковое месторождение, на 1/3 (северная часть)- расположена на шельфе Карского моря, шельфовая часть не доисследована, возможно увеличение выявленных запасов.

Открыто в 1974 году, позже на месторождении было пробурено 65 поисково-разведочных скважин, в пределах Харасавэйского месторождения выявлены 6 газовых и 18 газоконденсатных залежей, однако в 1981 году разработка Харасавэйского месторождения была прекращена. Площадь месторождения – около 500 квадратных километров, географические особенности – морской климат, низкие температуры, длительные ветры. К настоящему времени на месторождении созданы объекты жизнеобеспечения, в частности вахтовый жилой комплекс и электростанция собственных нужд. Первоочередным объектом освоения станут сеноман-аптские залежи месторождения (залежи сеноманского газа располагаются на глубине 1000–1700 м, представляют собой главным образом скопления метана и, соответственно, не требуют затрат на переработку."

Так вот...
Вспоминая арктический рейс а/л "Вайгач" на Харасавэй 2007 года резанула в публикации фраза, выделенная мною жирным шрифтом и я из любопытства копнул немного истории освоения Ямала.

Полуостров Ямал осваивался постепенно, но масштабное освоение связано с природным газом. Все крупные месторождения открыты в 60-70-х гг. Самое крупное месторождение (Бованенково) названо в честь первооткрывателя. Первый этап связан с освоением материковых месторождений (Уренгойское, Ямбург, Медвежье и др.), который в свою очередь связан с программой освоения Западной Сибири. Вторым этапом должен был стать этап непосредственного освоения самого полуостров Ямал в соответствии с постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №797 от 20 августа 1985 г. «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986-1990 гг.».

Проектом, в разработке которого принимали участие все институты отрасли и много смежных отраслей, предусматривалось уже в 1991 г. начать на Ямале добычу природного газа с самого крупного, расположенного в центральной части полуострова Бованенковского месторождения и выйти к 1996 г. на максимальный уровень добычи с поэтапным вводом в эксплуатацию сначала Харасавэйского, а к 2010 г. Крузенштерновского, Нейтинского, Арктического, Северо-Тамбейского и других месторождений.
Именно в таком порядке, как указано в постановлении, что объясняется элементарной логикой (логистикой): сначала самое крупное месторождение (как база), а затем  разработка территорий по мере удаления, но вторым по очереди был Харасавэй, поскольку месторождение совмещено с портом.
Для транспортировки газа с Ямала совместным приказом № 248/411 Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и Министерства газовой промышленности от 28 октября 1986 г. предполагалось проложить из района Бованенковского газоконденсатного месторождения через Ухту шесть ниток газопроводов.
Строительство железной дороги, связывающей станцию Лабытнанги с центром полуострова, и автомобильной дороги поручалось Министерству транспортного строительства. По поручению Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР в 1988 г. дал свое заключение: наиболее целесообразным признавался вариант строительства именно железной дороги. В итоговых документах (в том числе в заключении Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР от 26 апреля 1988 г. и других отмечалось, что помимо экономии капитальных вложений и эксплуатационных затрат железнодорожная линия обеспечит надежность и круглогодичность доставки грузов и более всего отвечает требованиям экологической безопасности.
В начале 1986 г. вновь созданный коллектив начал строительство железнодорожной магистрали от станции Обская Северной железной дороги к месторождению Бованенково на западном берегу полуострова Ямал, вблизи мыса Харасавэй. Протяженность железной дороги Обская - Бованенково должна была составить более 500 км. Она полностью должна была проходить за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Аналогов железнодорожного строительства из-за особых геологических, климатических и природных  условий не было ни в отечественной, ни в мировой практике. Как следствие, для создания проекта магистрали не было строительных норм и правил.
Ниже приведена карта примерно 2008-09 гг. На ней очень четко видно, что все шло как раз в соответствии с постановлением ЦК КПСС, только с лагом по времени почти в 30 лет. В свою очередь план строительства ж/д  частично проходил по маршруту ж/д (Стройка №502) до порта Мыс Каменный, где как раз планировался порт Севморпути ещё в 40-е года XX века.


Основной поток грузов для строителей и газовиков в район Бованенковского месторождения шел по проложенному в 1976 г. ледокольному маршруту Мурманск-Ямал. Местом концентрации грузов был выбран все тот же Мурманск, где с морским пароходством были заключены договоры на приемку, переработку и доставку к мысу Харасавэй около 30 тыс. т различных грузов для Ямала.
Одновременно со строительством железной дороги постановление №797 содержало и поручение построить в Лабытнангах на берегу Оби крупный речной порт для приема строительных грузов, необходимых всем, кто был подключен к освоению углеводородных месторождений полуострова Ямал.
Для строительства и эксплуатации магистральных газопроводов с полуострова Ямал предполагалось соорудить 2 тыс. км постоянно действующих автомобильных дорог и 7 тыс. временных.
Буровые работы активно повела созданная в сентябре 1986 г. Ямальская экспедиция глубокого бурения, преобразованная вскоре в трест «Северспецбургаз», базировавшийся в Ухте.
К 1991 году на Бованенково пробурили более 600 скважин. Дальнейшее освоение месторождения из-за известных событий 1991 года было приостановлено и было возобновлено только в середине 00-х годов. Активная фаза – 2007г. Ж/д готова в 2009 г., само месторождение Бованенково – 2012 г.
В книге, изданной к 20-ти летию атомного ледокола "Вайгач" есть глава, посвященная арктическому рейсу 2007 года, в т.ч. и с рассказом о походе на Харасавэй, с описанием жизни вахтовиков активно развивающегося поселка. Скрины этих страниц размещаю ниже:







В рассказе упоминается документальный фильм Генадия Чумаченко, посвященный 75-летию освоения Севморпути, его можно посмотреть ниже:


В завершении данного поста ниже размещаю несколько фотографий, сделанных во время того незабываемого арктического рейса и похода на Харасавэй:
1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.


Думаю, с Харасавэйя скоро появятся свежие фото!
По истории освоения Ямала информацию, в основном, почерпнуто в статье по ссылке:
https://aftershock.news/?q=node/605216&full , за что ее автору большое спасибо!

Tags: Арктика, СМП, Севморпуть, а/л "Вайгач", ледокольная проводка, плавание во льдах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments