Александр Витальевич Скрябин (alex_lw_65) wrote,
Александр Витальевич Скрябин
alex_lw_65

Создание системы Береговой охраны в Арктике - миф или реальность?!

В марте 2009 года опубликован документ, утвержденный Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008 г. (Пр - 1969)  "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", в котором в главе 4 определены основные задачи и меры по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а касательно темы поста (далее по тексту):

б)В сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, необходимо:

создать группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов) в Арктической зоне Российской Федерации, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки;

оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях Арктической зоны Российской Федерации и организацию инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути;

привести возможности пограничных органов в соответствие с характером угроз и вызовов Российской Федерации в Арктике.

Основными мерами по реализации государственной политики в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, являются:

создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации и повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами (береговыми охранами) сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов;

развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации и техническое переоснащение пограничных органов;

создание системы комплексного контроля за надводной обстановкой, усиление государственного контроля за промысловой деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации;
Полностью публикация тут

Год спустя:

Газета "Красная Звезда" за 21 сентября 2009г. Полная версия
Статья "Береговая охрана: два года в пути"
"Два года назад в рамках формирования нового облика границы в пограничном ведомстве приступили к созданию принципиально новой системы береговой охраны морских рубежей страны. Промежуточные итоги на недавнем брифинге подвел заместитель руководителя службы - руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Виктор ТРУФАНОВ", и далее...
Создана арктическая группировка
     Особое внимание, отметил Виктор Труфанов, уделяется обеспечению пограничной безопасности в Арктическом секторе Российской Федерации. Активное внимание со стороны приарктических государств к российской части Арктики как к субъекту хозяйственно-экономической деятельности вызвало необходимость пересмотра концепции обеспечения национальной безопасности в этом регионе, и в первую очередь в пограничной сфере.
     Определенные шаги со стороны департамента береговой охраны для этого уже делаются. Созданы пограничные управления по Мурманской и Архангельской областям. Завершено строительство современного пограничного комплекса «Нагурская» на архипелаге Земля Франца-Иосифа. В перспективе планируется создание аналогичных комплексов на острове Врангеля и по всему арктическому побережью. Организован и последовательно реализуется комплекс мероприятий по развертыванию системы технического контроля надводной обстановки в Арктическом регионе.

Прошло более тех лет:
Из материалов IV Всероссийской морской научно-практической конференци, Мурманск, 07–08 июня 2012 г.
Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике.

.Н. Кудинов, вице-адмирал, к.в.н. (Пограничная академия ФСБ РФ, г.Москва) БЕРЕГОВАЯ ОХРАНА ФСБ – СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ И БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В АРКТИКЕ

 Мировой интерес к Арктике обусловливается возможностью использования данного региона в транспортных целях; наличием огромных запасов нефти, газа, других природных ресурсов; необходимостью проведения научных исследований природы региона, влияющей на состояние погоды и климата земного шара; обострением проблемы сохранения экологического равновесия.

 Защита интересов России в Арктике в последнее время приобретает особую актуальность.  Анализ мер осуществляемых Российской Федерацией на данном направлении свидетельствует о том, что их эффективность значительно снижают отсутствие единой системы наблюдения и обмена информацией, недостаток современных кораблей ледового класса, авиации, слабая подготовка сотрудников государственных органов охраны, правовая база не отвечающая оперативной обстановке и нечеткое разграничение компетенции между ведомствами.



Противодействие угрозам безопасности в Арктике требует организации скоординированных долгосрочных мероприятий при доктринально обоснованной стратегии.

 Морская деятельность в Арктике немыслима без обеспечения всесторонней безопасности.    Исторически сложилось, что в мирное время основным государственным ведомством, обеспечивающим защиту интересов и безопасность России в Арктике являются пограничные органы федеральной службы безопасности. Вместе с развитием России и ее морской деятельности развивается и морская пограничная деятельность, организационная структура органов и подразделений береговой охраны.

 Отсчет широкомасштабного освоения шельфа Арктики многие ученые и практики считают с 1979 года, когда Советом Министров СССР было принято специальное постановление, коренным образом повлиявшее на становление и развитие геолого-геофизических и поисково-разведочных работ на нефть и газ на Арктических акваториях.

 В Морской доктрине Российской Федерации до 2020 года поставлена долгосрочная задача обеспечения национальных интересов в отношении СМП и централизованного государственного управления этой транспортной системой. В ближайшие годы ожидается существенный рост грузоперевозок по СМП. Эта тенденция уже отмечается. Однако состояние материально-технической базы этой морской национальной магистрали уменьшаются. Флот стареет (средний возраст за 20-25 лет), атомный ледокольный флот - изношен, на низком уровне находится гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение судоходства на СМП.

 С учетом интенсификации перевозок СМП особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания на подходах к портам. Реализация указанной задачи требует создания современных СУДС, мониторинга судов, строительства ледоколов, аварийно-спаса-тельного и вспомогательного флота, сохранение морской среды и безопасную эксплуатацию флота в сложных климатических условиях и высокую аварийно-спасательную готовность.

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 03.04.1995 года № 40 «О Федеральной службе безопасности», ФСБ России осуществляет шесть основных видов деятельности, одним из которых является пограничная деятельность, которую осуществляет Пограничная служба ФСБ России. Основным направлением пограничной деятельности, помимо охраны государственной границы, является: «защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации….».

 Основными задачами, решаемыми посредством корабельно-катерного состава береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ, являются:

- охрана природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России, а также за их пределами, где в соответствии с международными договорами Российская Федерация обладает правами на сохранение и использование водных биологических ресурсов;

- участие в обеспечении экологической безопасности в соответствии с их предназначением, оборудованием и возможностями.

 Пограничную деятельность с применением пограничных сторожевых кораблей в Арктическом регионе осуществляют два пограничных органа по субъектам Российской Феде-рации: Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области и Северо-Восточное Пограничное управление береговой охраны ФСБ России.

 Эпизодически, по отдельным распоряжениям из Пограничной службы, корабли Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области принимают участие в сопровождении и обеспечении буксировок нефтяных платформ и совместных учениях по противодействию террористическим угрозам потенциально опасным объектам нефтегазового комплекса Мурманской области.

 Вместе с тем, предвидя развитие Арктического региона как крупного перспективного объекта для развития нефтедобывающей промышленности и работая на перспективу, пограничные подразделения с 2010 года осуществляют не только вскрытие обстановки на морских трассах, но и учитывают характер, направление и объем перевозимого углеводородного сырья. На основании этих данных, можно отследить основное направление движения сырья (импорт, экспорт), преобладающий характер груза, сделать прогноз о перспективах месторождений и ожидаемом количестве судов для транспортировки сырья, грузов. При работе в пограничных подразделениях в 2010 году совместной аудиторской проверки, состоящей из представителей Счетной палаты Российской Федерации и Счетной палаты Королевства Норвегия, их работа в данном направлении получила высокую оценку. В связи с этим, должны развиваться и службы обеспечения национальной и пограничной безопасности на арктическом морском направлении.

 Наряду со сходством задач береговых охран обеих стран, следует отметить, что корабли береговой охраны Норвегии для выполнения возложенных задач в полном объеме, имеют соответствующее вооружение, оборудование и специалистов. Корабли береговой охраны ФСБ России соответствующего вооружения, оборудования и специалистов не имеют, а формы и способы деятельности по решению возложенных задач кораблями законодательно не про-писаны. Отсюда вытекает логичный вопрос: «Выполняет ли береговая охрана России свои задачи в полном объеме? И какие еще дополнительные задачи она может решать, чтобы соответствовать понятию «многофункциональной и универсальной?»

 Основными причинами, из-за которых круг решаемых задач береговой охраной в морском пограничном пространстве ограничен, а установленные режимы и деятельность на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России остается практически не контролируемые силами береговой охраны ФСБ России, являются:

- не позволяет эффективно выполнять необходимый комплекс задач тактико-технические характеристики значительной части кораблей и катеров, их техническая оснащенность;

- не соответствует современным требованиям корабельное вооружение и оборудование;

- отсутствуют надлежащие условия для размещения специалистов и технических средств других органов охраны и взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти по экологии и природопользованию;

- отсутствуют специалисты и специальные средства для проведения экологических, спасательных и иных мероприятий, в которых должны участвовать корабли и катера береговой охраны, а также места для их размещения;

- отсутствует законодательство и другие нормативные правовые акты России по морской пограничной деятельности федеральных органов исполнительной власти;

- законодательно не определены основные методы и способы осуществления данной деятельности корабельно-катерным составом.

 Существующий корабельный состав, как основное средство системы обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере на морских направлениях, по своему качественному и количественному составу не в полной мере позволяет береговой охране во взаимодействии с подразделениями других федеральных органов исполнительной власти осуществлять эффективную деятельность по защите интересов России в пограничной сфере на морских направлениях. Следует заметить, что сил и средств у органов охраны морского пограничного пространства и ведомств им содействующих практически нет.

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», «Концепции развития корабельного состава пограничных органов ФСБ на период до 2020 года» определены цели, задачи, основные направления, этапы развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности до 2020 года.

 Для решения всех задач, возложенных на береговую охрану федеральной службы безопасности сегодня и в перспективе, необходимо создание новых современных кораблей и катеров, способных комплексно решать задачи на морских направлениях, развивать автоматизированные системы освещения надводной обстановки и систем управления корабельным составом, провести модернизацию кораблей, катеров и судов, находящихся в эксплуатации менее половины установленного срока. Важным условием выполнения указанных задач является развитие системы базирования и технического обеспечения.

 Исходя из вышеперечисленного для эффективного решения задач по нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере на Арктическом направлении необходимо:

1. На федеральном уровне сформировать законодательство и нормативную правовую базу морской деятельности в Арктике, по Северному морскому пути, в области обеспечения национальной и пограничной безопасности, которая бы в своей основе реализовывала положения Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

2. Начать проектирование и строительство пограничных сторожевых кораблей ледового класса и многофункциональных пограничных сторожевых кораблей с неограниченной мореходностью и ледовым поясом, с наличием вертолетной площадки и возможностью размещения на период службы 1-2 вертолетов.

3. Закончить отладку, апробацию программного продукта автоматизированной системы технического контроля АСТК «Рубеж-Север», которую по окончании опытной эксплуатации принять в эксплуатацию для освещения надводной обстановки в регионе. Для сбора обстановки активно использовать информационные системы других ведомств Росси, а также информационные системы: «SailWX.info», «vesseltracer.com», «marineTraffic.com», «shipspotting.com», «portarrivals.com», «shipais.com», «vtexplorer.com».

4. В целях организации надлежащего контроля за надводной обстановкой на всей акватории Баренцева моря, в том числе на трассе Северного морского пути, необходимо разместить современные технические средства освещения обстановки ФСБ России, Минобороны России и Минтранса России в проливах Карские ворота, Югорский шар, Вилькицкого и на побережье Арктических морей. Для вскрытия обстановки, актуальным явилось бы также размещение технических средств наблюдения на нефтяных платформах «Приразломная» и «Варандей» после проведения предварительной договорной работы с руководством компаний – владельцев, тем более что владельцы сами заинтересованы в безопасности своих терминалов и платформ.

 Необходимо законодательно определить и закрепить Береговую охрану ФСБ России как федеральный орган морской пограничной деятельности на региональных морских направлениях, формы и способы ее деятельности по охране морских транспортных коммуникаций, неживых природных ресурсов, подводных кабелей и трубопроводов, расположенных на шельфе России, а так же подготовить специалистов для осуществления этой специфической, но в тоже время весьма важной деятельности.



 Вывод делайте сами, а 2020-й год не за горами, хотя, не в этом суть...!

P.S. Уместна поговорка "Солдат спит - служба идет"!

Tags: Арктика, СМП, береговая охрана, страна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments